Абсолютное большинство заявлений украинского руководства только на первый взгляд кажутся редким бредом. В любом таком бреде существует свой хитрый умысел. К примеру, в последнее время из Киева постоянно звучат призывы к мировому сообществу ввести в мятежные регионы миротворческие силы ООН. Конечно же, в Киеве прекрасно понимают, что без согласия Москвы это сделать невозможно, а согласия одного из постоянных членов Совбеза ООН не будет. Однако дело не в миротворцах, а в желании киевской власти убедить всё мировое сообщество в том, что Украина воюет с Россией и она жертва страны-агрессора.
С подобными целями Киев постоянно тиражирует глупости о вторжении Российской армии на свою территорию, украинские спецслужбы регулярно ловят диверсантов, предотвращают теракты и находят их заказчиков в Кремле. Предоставлением доказательств украинская сторона себя не обременяет. Впрочем, в современном мире этого и не требуется. Главное — обеспечить массированный поток лжи, который будет формировать общественное мнение против России как на Украине, так и за её пределами.
На самом деле дураков в большой политике не так много, как это иногда кажется. Есть деятели, которым выгодно выглядеть дураками. Потому если Дженнифер Псаки из Госдепа США или представитель США в ООН Саманта Пауэрс несут редкую ахинею о российской агрессии против демократического украинского государства, то это не значит, что сами они верят в свой бред. Руководство США прекрасно осведомлено обо всём происходящем на Украине, они знают, кто воюет в Донбассе и кто убивает Донбасс. Нынешняя русофобская власть в Киеве выгодна США, и они будут её обелять и защищать, несмотря ни на какие преступления украинских националистов. Главной задачей Америки является уничтожение России. Это ни для кого не является тайной, этого не скрывает само американское руководство.
На Украине до сих пор продолжают верить в свою исключительную ценность для стран Запада. Среди населения широко распространена точка зрения, что назло России заграница ввалит в экономику миллиарды долларов и превратит Украину в витрину западного мира. На Украине не задаются вопросом, почему подобные «витрины» не созданы из Болгарии, Румынии, Эстонии, Латвии или Литвы? Как и за счёт чего в условиях глобального экономического кризиса можно поднять из руин 45-миллионную страну? Все эти вопросы находятся на Украине под запретом, поскольку ответы на них могут ввести украинцев в глубокую депрессию. На самом деле если и будет делать что-то Запад назло России (прежде всего США), то это разрушать весьма хрупкий украинский домик. Как показывает опыт Ливии, Сирии, Ирака, у американцев лучше всего получается не создавать, а «бить витрины».
Чуда не произошло. Украина не выполняет свою часть плана урегулирования ситуации в Донбассе, который был подписан в Минске при посредничестве России, Германии и Франции. Причин тут несколько. Во-первых, те, кто сегодня находятся у власти в Киеве, искренне считают население юго-востока страны людьми второго сорта. Для них это не украинцы, а «колорады» и «ватники» (так украинские патриоты именуют своих сограждан), которых можно жечь, давить и уничтожать. Украинцы считают ниже своего достоинства вести с ними переговоры и договариваться, а если приходится временно идти на компромисс, то договорённости можно в любой момент нарушить. Во-вторых, мирный план предполагает серьёзные финансовые затраты на восстановление разрушенного войной региона и исполнение государством своих социальных обязательств. Денег на это в украинском бюджете нет.
В-третьих, война на юго-востоке служит прекрасным объяснением всех финансово-экономических проблем Украины. Еврорай не наступает, а евроинтеграция откладывается не потому, что изначально не предполагалась, а потому, что «лугандоны» при поддержке Кремля взбунтовались. Кроме того, в условиях войны или, как считают в Киеве, агрессии со стороны России подавить протестные акции проще, нежели в условиях мира. В-четвёртых, так называемая украинская элита принципиально настроена на продолжение войны вплоть до её распространения на территорию России. Националистам плевать, сколько ещё тысяч жизней унесёт война. На фронте гибнут простые украинцы, а не те, кто требует продолжения войны. Вероятность очередного поражения националистов пугает меньше всего. По их мнению, все предыдущие провалы военных операций связаны исключительно с некомпетентностью армейского руководства. То есть, если сменить командование, то можно не только покорить Донбасс, но дойти и до Уральских гор.
Однако, пожалуй, самая главная причина невозможности мирного урегулирования ситуации заключается в том, что украинская власть целиком и полностью подконтрольна США. Если американцы поставили целью развязать полномасштабную войну на Украине, то они её развяжут, несмотря ни на что. Вопрос лишь во времени возобновления боевых действий и провокации, которую придумают в качестве повода.
Между тем в Западной Европе уже начинают понимать, что ситуация на Украине развивается совсем не по их сценарию. Никаких бонусов от смены власти в Киеве европейцы так и не получили, зато головная боль им гарантирована на долгие годы вперёд. Привыкшим на всё смотреть через призму личной выгоды европейцам уже надоело украинское нытьё в стиле Кисы Воробьянинова из «12 стульев»: «Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод». Что может постмайданная киевская власть предложить Европе взамен, кроме жуткого бреда о защите Европы от «московских орд»? Спустя год после переворота европейцам становится очевидно, что даже как рынок сбыта своих товаров нищая Украина не интересна. Скупка заметно подешевевших украинских активов также не выглядит привлекательным вложением капиталов с учётом крайне нестабильной политической ситуации в стране. Киев не может дать никаких гарантий, что через несколько месяцев та или иная территория не окажется в «зоне АТО». Даже злосчастная газотранспортная система до сих пор не нашла своего счастливого обладателя, что совсем не удивительно. «Труба» без российского газа годится лишь на металлолом.
Между тем, почувствовавшие себя на острие борьбы за идеалы глобальной демократии, украинцы требуют вооружить их до зубов самым современным западным оружием. Всё это тоже вызывает у европейцев неприятные предчувствия. Во-первых, они хорошо знают судьбу украинской техники, которая с лёгкой руки киевских генералов досталась ополченцам Донбасса. А ведь речь идёт о сотнях единиц бронетехники! Во-вторых, поставка вооружений Украине со всей очевидностью спровоцирует российские поставки современных вооружений армии ДНР и ЛНР. Евросоюзу полномасштабный конфликт на своих границах не нужен.
Год назад европейские стратеги планировали поставить Россию на место при помощи финансово-экономических санкций. Не сложилось. Более того, ответные российские санкции весьма болезненно ударили по европейским производителям. Получив обратное от желаемого, правительства некоторых стран — членов ЕС уже задались вопросом, а стоит ли жертвовать национальными интересами ради какой-то сумасшедшей Украины? О смене настроений в Европе можно судить хотя бы по появлению в прессе материалов, критикующих политику киевского руководства. Таким образом, вызывает сомнение, что главные действующие лица европейской политики в дальнейшем будут безоглядно поддерживать Украину. Даже давление США не сможет их заставить действовать себе в убыток. В крайнем случае они займут нейтральную позицию. Позиция стран Восточной Европы, возможно, будет более «проукраинской», но их возможности материально поддержать Киев ничтожны.
Между тем Украина обречена в ближайшее время возобновить боевые действия в Донбассе. Не вызывает сомнений и то, что перемирие будет сорвано новой кровавой провокацией. Как и в случае со сбитым летом прошлого года малайзийским «Боингом», ответственность за трагедию возложат на новороссийских ополченцев и на Москву. И не вопрос, что наступление украинских войск на ДНР и ЛНР обернётся поражением. США интересует не победа украинцев, не восстановление территориальной целостности Украины, а её разрушение.
Американцы хорошо понимают, что Украина обречена наладить выгодные торгово-экономические отношения с Россией и в дальнейшем вступить в Евразийский союз. Это единственный шанс для выживания Украины как государства, а украинцев как народа. Однако если США не могут предотвратить неизбежное, то им вполне по силам окончательно уничтожить украинскую экономику и посеять семена ненависти между русскими и украинцами. В конечном итоге восстановлением Украины, наведением на её территории порядка и налаживанием межнационального согласия придётся заниматься всё той же России.
В это трудно поверить, но Украины уже не существует
Страна — банкрот, всецело зависит от иностранной финансовой помощи и фактически находится под внешним управлением. Однако в Киеве, да и не только в Киеве, но некоторые и в Москве, до сих пор продолжают грезить о суверенной, единой и процветающей Украине. По планам президента Петра Порошенко Крым вернётся тогда, когда уровень жизни на Украине превысит российский… Значит, никогда, поскольку более чем трёхкратный разрыв в уровне жизни не может сократить ни одна программа международной финансовой помощи. Уровень жизни граждан определяется развивающейся экономикой, а украинская экономика будет продолжать падать. Да и о каких инвестициях в реальный сектор экономики может идти речь, если политический режим в Киеве нестабилен, в стране хаос, и никто не знает, под чьим контролем будет завтра находиться та или иная область Украины?!
ДНР и ЛНР также никогда не вернутся в состав Украины. Киев при самом большом желании не может выполнить свою часть Минских соглашений и уже весной попытается силой вернуть утраченные территории. Однако украинские силовики в принципе не могут одержать победу. Украинское военно-политическое руководство некомпетентно, армия деморализована предыдущими поражениями, и никакие заклинания «боевых асов» не вернут ей боевой дух. Оружие из стран Запада, о котором мечтают в Киеве, также не изменит ситуацию. Его постигнет судьба прежде «отжатых» в котлах армиями ДНР и ЛНР украинских танков, бронетранспортёров и автомобилей. Самое главное, что делает поражение Украины неизбежным, — это то, что война на юго-востоке не является справедливой. Украинцы не знают, за что умирают, и не видят в этой войне смысла.
Надо быть клиническим идиотом, чтобы поверить в байку о том, что в Донбассе украинцы защищают европейскую цивилизацию от тоталитарной России. Очевидно, что украинцы умирают за интересы США, при этом фактически за свой счёт и без какой-либо финансовой поддержки. Торгово-экономические санкции Запада введены не ради «спасения» Украины, а для ослабления России. Не было бы «украинской проблемы», санкции всё равно были бы введены, возможно, за недостаточную демократичность России или ущемления прав сексуальных меньшинств. Такова ценность украинских жизней для США и ЕС. Нетрудно предположить, что, столкнувшись с железной волей российского руководства, не добившись поставленных целей, поддержка Украины будет свёрнута точно так же, как поддержка «строителей демократии» в Ливии. Совершенно ясно, что Запад не будет воевать с Россией ради украинских интересов.
На Украине традиционно все свои беды списывают на Россию. Однако основная проблема страны не в России, а в той ненависти, которой пропитано всё общество. На Украине ненавидят русских, поляков, евреев, украинцев, татар, и вся эта ненависть культивировалась годами. Как Киев может вернуть контроль над Донецком или Луганском, если украинские националисты считают русское население этих регионов быдлом?! Украинцы даже не понимают, что для многонациональной страны неприемлемы марши «патриотов» с лозунгами: «Помни, чужой, тут хозяин ? украинец!», «Кому принадлежит Украина? Украинцам! Кому принадлежит Киев? Украинцам!», «Одна раса! Одна нация! Одна страна!». Могут ли украинцы отказаться от массовой поддержки нацистов, отвергнуть националистическую идеологию, перестать навязывать согражданам свою историческую ересь? Конечно же, нет, поскольку в этом случае исчезает сам смысл существования украинского проекта. Украина может быть только не Россией.
Украинцы обижаются, когда им говорят правду. Они не хотят понять, что проблема в них самих, в их выборе, поддержке тех или иных решений власти. Клоуны, которые сегодня устраивают шумные разборки в стенах Верховной рады, не прилетели с Луны, они избраны народом. Такие «народные избранники» в принципе неспособны на осознанную созидательную деятельность. Их оценка ситуации в стране неадекватна и даже критика своих партнёров по коалиции неконструктивна. Но разве Партия регионов во главе с Януковичем и Азаровым была лучше? Возможно, крика и позора было меньше, но концептуально — никакой разницы между Януковичем и Порошенко, Азаровым и Яценюком нет.
Наивно верить, что к власти в Киеве могут прийти профессиональные политики. Их просто нет на Украине, а режим Порошенко — Яценюка с огромной вероятностью будет сметён ещё более радикальными националистами. Другого «обновления власти» быть не может. Однако главная проблема в том, что в текущей ситуации изменить уже ничего нельзя. Украина прошла свою точку невозврата. Единственное, что могут сделать националисты для страны, так это ускорить её распад и наглядно продемонстрировать пассивному большинству украинцев бесперспективность и порочность украинского проекта.
Те, кто сегодня ратует за непосредственное решение Россией «украинского вопроса», не понимают простой вещи: украинский проект должен изничтожить себя сам, а украинцы — разочароваться в своём государстве точно так же, как ранее разочаровались в СССР. Кроме того, националисты и их антинародная политика должны стать гарантией невозвращения политического украинства к власти на сто лет вперёд. Но если политическое украинство для этой территории противопоказано, то что здесь будет? Федерация? Какая федерация? Федерация — это уже уничтожение украинского проекта и начало какого-то нового цивилизационного и культурно-этнического проекта.
Будущее Украины предрешено. Потому уже сегодня имеет смысл говорить о том, какой будет страна после падения националистического режима в Киеве. Очевидно, что ни о какой Единой Украине не может быть и речи. И дело тут не в кознях Кремля, а — как было сказано выше — в невозможности мирного сосуществования бывших граждан Украины в составе единого государства. Даже о федерации можно рассуждать только как о переходном этапе на пути создания нескольких независимых государств. При этом совершенно очевидно, что часть западных областей Украины ждет «возвращение» в Польшу, Румынию, Венгрию.
Не думаю, что оставшиеся части Украины ждёт судьба Крыма, и они будут присоединены к России в каком-либо виде. Во-первых, это обойдётся дорого для российского бюджета. Во-вторых, миллионы новых россиян будут ожидать быстрых перемен и роста собственного благосостояния. Кроме того, будет несправедливо, если ответственность за все существующие проблемы бывшие граждане Украины возложат на Москву, а не на Киев, Донецк или Харьков. В-третьих, что наиболее важно, вхождение большей части Украины в состав России меняет конфигурацию Евразийского союза. Если большая часть Украины станет частью России, то почему подобному примеру не могут последовать Белоруссия или Казахстан? Если бы у Кремля были планы включения в свой состав территорий бывших советских республик, то Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье давно бы стали частью России.
Символично, что крах украинского проекта начался со сноса памятника фактическому основателю украинского государства Владимиру Ленину в Киеве. Упал «Ильич» — и отвалился Крым, снесли бюстик Сталина — и отвалился Донбасс, и далее будут отваливаться регион за регионом. Конечно же, сам по себе вандализм украинских националистов является злом. Только сама Украина является наследием советского режима, и за каждым снесённым Лениным открывается другая страна, которая когда-то была частью России.
Сергей Белов.