Глава компании «Газпром» Алексей Миллер доложил президенту России Владимиру Путину о готовности начать укладку труб на морском участке газопровода «Турецкого потока».
Видимо, не случайно это сообщение последовало сразу после переговоров главы России со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи. Судя по всему, по проекту утрясли все вопросы. И снова не случайно Путин уверенно заявил, что Анкара будет поддерживать проект, так что «надо начать работать».
Time: Это был самый грубый просчет Кремля за последние годы
В Сочи Путину придётся слушать, а говорить будет Меркель
?Это безумие! Безумие!? - истерика Мутко взбудоражила СМИ
НОВОСТИ?ПАРТНЕРОВ
Надо полагать, что теперь реализация проекта будет идти форсированными темпами, поскольку уже давно, как утверждают эксперты, с опережением графика ведется строительство Трансанатолийского трубопровода (TANAP), предназначенного для транспортировки азербайджанского газа в Европу, и тоже через Турцию. Открытие первой очереди «Турецкого потока» ожидается в конце 2019 года. Правда, считается, что эти два проекта не являются конкурентами, прежде всего, из-за различий в мощностях. Через TANAP планируется поставлять 16 млрд куб. газа в год с перспективой расширения до 31 млрд куб., но только после 2020 года. Что касается «Турецкого потока», то его первая нитка предназначается для экспорта газа в Турцию объемом 15,75 млрд куб. в год.
Вторая нитка с такой же мощностью предназначается для поставок газа в Европу. Поэтому при определенных условиях и обстоятельствах может возникнуть вопрос о способности европейской экономики потреблять предлагаемые объемы. В этой связи Миллер доложил президенту, что с начала года поставки российского газа в Европу выросли более чем на 15 процентных пунктов, нет сомнений в том, «что такой рост спроса подтверждает актуальность наших планов, а также намерения по реализации крупных газотранспортных проектов, среди которых, конечно же, «Турецкий поток». Однако никто не знает, как будут дальше развиваться события на европейском газовом рынке.
В то же время Турция сможет избежать любых потрясений в случае возникновения газовых споров между Москвой и Киевом или, к примеру, с Бухарестом. Газ будет поставляться напрямую из России в Турцию, минуя транзитные страны — Украину, Молдавию, Болгарию и Румынию. Турция становится мощным энергетическим транспортным узлом и транзитной страной, которая будет играть важную роль в обеспечении безопасности газовых поставок как на европейском, так и на глобальном уровне. Кстати, для нее эта ситуация приобретает важное значение с учетом бурных событий, происходящих сейчас на Ближнем Востоке.
Раньше Анкара, понимая, что Россия через «Турецкий поток» решает проблему отказа от украинского транзита, пыталась выкручивать «Газпрому» руки, требуя скидок на газ в обмен на заключение соглашения по проекту, маневрировала в вопросах транзита российского и каспийского газа через свою территорию. Теперь для подобной игры у нее не стало хватать ресурсов. Хотя бы потому, что Турция остро нуждается в устойчивых доверительных отношениях с Москвой с учетом развития событий в Сирии, да и не только там.
Немецкое деловое издание Wirtschaftswoche отмечает, что «Эрдоган более зависим от проекта «Турецкий поток», но до того, как первая ветка будет завершена в 2019 году, еще многое может произойти». Сегодня геополитика стала такой же капризной и неустойчивой, как погода в Заполярье, откуда «Газпром» качает свой газ.