Автомобили, бытовая техника и другие товары длительного пользования в последние годы теряют качество. Это говорит о том, что экономическая модель, построенная на потреблении в кредит, окончательно исчерпала себя, утверждает экономист Андрес Аррак.
В статье, опубликованной сегодня в эстонской газете Postimees, Аррак пишет о том, что в большинстве учебников по экономике доминирует модель американского лауреата Нобелевской премии Роберта Солоу.
Согласно теории Солоу, рост экономики – это рост производства и потребления на душу населения. Чем больше производят и потребляют, тем быстрее растет экономика в стране.
Вместе с теорией Альфреда Маршалла «больше – значит лучше» теория Солоу стала идеалом и двигателем развития современной экономики, утверждает Аррак.
«Попытка соперничать с дешевыми товарами с Востока заставила признанных западных производителей поступиться принципами в отношении качества. Чтобы сохранить место в рейтинге роста, надо продавать больше», - пишет Аррак.
Новые вещи приходится покупать чаще
Кто же просто так выбросит хорошую старую вещь, автомобиль или телефон? Потребителя надо поставить перед необходимостью купить новую вещь, и проще всего это сделать, если старая сломалась, пишет Аррак.
«В некоторых случаях потребитель даже не ожидает, что купленная вещь прослужит долго. Китайский пистолет с пистонами (99 крон) радовал детей ровно три дня. 33 кроны в день... Может быть, это было ожидаемо», - пишет Аррак.
«Но грустный факт в том, что так называемые старые добрые фирмы начинают производить дешевую (в плане качества. - Ред.) продукцию. Приведу пример насчет обуви. Наши торговые сети не хотели продавать нам американские ботинки Camel Boots, так как они служат слишком долго, и в какой-то момент я перешел на (качественные) немецкие Lloyd», - пишет Аррак.
«Мои первые ботинки Lloyd прослужили мне десять лет и стоили 2700 крон. 15 лет назад это были дикие деньги. При этом в конце рисунок на подошве еще не стерся. Знаете, эта красная поперечная полоска. Это особенно хороший результат, учитывая мой вес», - продолжает Аррак.
«Следующие ботинки Lloyd стоили ровно столько же и прослужили полтора года, а те, что были вслед за ними, протянули менее года (купил на распродаже в Каубамая со скидкой в честь дня рождения за 1400 крон). У одних подошва протерлась до дыр, другие просто потеряли форму. С этого момента я больше не покупаю обувь, которая стоит более 600 крон», - пишет Аррак.
Аррак продолжает приводить примеры: фирменный немецкий штопор Zack сломался, а дедушкин, купленный еще при царе, жив-здоров; новый унитаз Gustavsberg сломался через два года. То же самое касается садовой техники: первая газонокосилка проработала 16 лет, у новой колеса сломались через 4 года.
«Я помню, что у тещи и тестя холодильнику было лет сорок и он работал, когда его выбросили только потому, что он не подходил к новой кухонной мебели. Сколько холодильников нужно человеку купить на всю жизнь?» - вопрошает Аррак.
Что происходит с качеством автомобилей?
Арраку есть что сказать и про автомобили. «Автомобиль можно считать товаром длительного пользования, но производителям удалось убедить потребителей (и это потребителям нравится), что машину нужно менять каждые два-три года», - пишет Аррак.
«Мой механик нашел 11 неполадок в BMW 7-й серии с пробегом 10 000 км. «Мерседес» А-класса у мой сестры не выезжает из мастерской, - продолжает Аррак. - И какая-то беда творится с фарами. На моем Mondeo минимум раз в год надо менять лампочки в фарах ближнего света. Пошел как-то менять, одну лампочку, оказалось, надо поменять пять. На отцовских «жигулях» эту процедуру надо проводить раз в пять лет, может. Просто какой-то заговор производителей лампочек».
Аррак также вспоминает историю про свой телефон Nokia 5110, приобретенный в магазине б/у электроники. Этот телефон автор как-то потерял в деревне в декабре, нашел в апреле, когда сошел снег, высушил и после этого еще пользовался им несколько лет.
«С тех пор у меня были телефоны Samsung, HTC и еще какой-то. Samsung на три секунды упал в унитаз. Высушил его, но в мастерской сказали, что надо покупать новый. В поломке большого экрана HTC я, видимо, виноват сам, носил в кармане. Последний новый телефон Nokia стоил 3600 крон и прослужил полтора года. С тех пор не покупаю телефоны дороже чем за 500 крон», - пишет Аррак.
Аррак предлагает потребителям Эстонии задуматься о приоритетах в вместо нелепых покупок и прожигания денег начать, например, копить деньги на домик в деревне.
«Последний всемирный кризис показал, что во многих странах (в США, Германии, Франции и других) экономика держится на принципе, согласно которому надо менять машину каждые два года. В какой-то момент общество решило отступить от этого принципа, и вся модель рухнула. Для поднятия на ноги автопром национализировали, а покупателям новых машин раздавали деньги», - пишет экономист.
К 2060-2070 году, по прогнозу Аррака, Китай и Индия восстановят свои позиции столетней давности в рейтинге всемирного потребления, и тогда систему потребления придется перераспределить.