Польская судостроительная верфь не успеет построить в срок один из паромов, который должен будет курсировать между материком и островом Сааремаа.
Контракт на строительство паромов составлен таким образом, что позволяет проигнорировать установленные представителями Эстонии сроки.
Экс-министр и совет Tallinna Sadam перекладывают ответственность друг на друга. Бывшие руководители Таллиннского порта Аллан Кийль и Айн Кальюранд остались единственными, на кого возлагают ответственность за сделку.
Когда в январе в польском доке верфи Remontowa Shipbuilding спустили на воду каркас 114-метрового парома Piret, казалось, что все идет как надо. До передачи парома заказчику оставалось семь месяцев. Срок приличный.
Еще 15 февраля министр экономики Кристен Михал, выступая в парламенте, говорил о том, что строительство всех паромов идет по графику и государству не придется тратиться на замещающие суда.
Отставание от графика
На самом деле уже тогда дела обстояли не так гладко: осуществляющие надзор за строительством специалисты фирмы TS Laevad, входящей в концерн Tallinna Sadam, обратили внимание на то, что техники верфи Remontowa отстают от графика. Ко всему прочему возникли проблемы и с качеством работ.
Час истины настал в середине апреля, когда представители верфи Remontowa не стали скрывать, что отстают от графика примерно на месяц. Польская судостроительная верфь воспользовалась тем, что судостроительный контракт, составленный бывшим руководством Таллиннского порта Айном Кальюрандом и Алланом Кийлем, не предусматривал особых санкций в случае несоблюдения сроков сдачи паромов.
«То, что записано в контракте, нам невыгодно. Поскольку у польских судостроителей работы много и очередь на строительство судов большая, в тех случаях, когда это возможно, они отодвигают сроки», – сказала газете Hiiu Leht канцлер Министерства экономики Мерике Сакс.
По ее словам, контракт составлен таким образом, что Эстония не может повлиять на судостроителей. «С моей точки зрения, в этом виноваты люди, которые сейчас отданы под суд, они должны отвечать и объяснить свои действия», – считает Сакс, имея в виду Кальюранда и Кийля.
Своим мнением с Postimees поделился Артур Тальвик, возглавляющий парламентскую комиссию, которая изучает действия Таллиннского порта. По его словам, контракт, заключенный с верфью Remontowa, его озадачил.
«Меня удивило отсутствие в договоре некоторых важных условий. Даже человек, не знакомый со спецификой судостроения, читая этот договор, поймет, насколько незначительное место в нем занимают неустойки», – сказал Тальвик, по словам которого, неустойкам в договоре было уделено чуть больше одной страницы.
Сделка в 120 миллионов
Как считает Тальвик, тогдашний совет Tallinna Sadam и министр экономики пытаются себя выгородить. «Думаю, что, обвиняя во всем Кийля и Кальюранда, они тем самым пытаются уйти от ответственности», – сказал он.
Организовать тендер на строительство паромов Таллиннскому порту поручили Юхан Партс и сменившая его на посту министра экономики Урве Пало. Сделку, стоимостью в 120 миллионов евро, должен был одобрить совет Tallinna Sadam.
«Совершенно очевидно, что сейчас пытаются обелить тогдашний совет порта, чтобы его члены не были затронуты», – считает Тальвик.
Другой ключевой вопрос состоит в том, связаны ли плохие условия контракта на строительство паромов со взяткой от судостроительных фирм, в получении которой подозревают Кийля и Кальюранда.
«Думаю, что большую роль сыграла некомпетентность. Ведь Таллиннский порт прежде не занимался вопросами судостроения», – полагает Тальвик. Совет порта, как вспоминает Рандель Лянтс, входивший в него от социал-демократов, детально не обсуждал вопросы, касающиеся строительства паромов.
«Насколько мне помнится, на повестку дня был вынесен график строительства и цена сделки. О том, что можно прописать в контракте, чтобы снизить риски, речи точно не было, – сказал Лянтс. – Теперь я понимаю, что совет порта слишком сильно доверился тем, кто занимался этим делом».
По словам Нейнара Сели, долгое время являвшегося председателем совета Таллиннского порта, ему с самого начала не нравилась идея любой ценой доверить организацию паромного сообщения государству. «Еще когда этот процесс только начинался, мне не понравилось, что от совета порта ждали только решения выделить 140 миллионов евро на приобретение паромов», – сказал он.
На этом настаивал Юхан Партс, занимавший в тот момент пост министра. «Я возражал, хотел видеть расчеты, но министерство их не предоставило», – сказал Сели.