5 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении проект Трудового кодекса Украины. За соответствующее решение проголосовали 258 депутатов. Предполагается, что кодекс, в случае его принятия, вступит в силу 1 января 2016 года.
Федерация профсоюзов Украины, и работодатели высказались в основном в пользу этого документа. Однако отдельные независимые профсоюзы выступили категорически против.
«Мы обеспокоены тем, что Трудовой кодекс может быть принят. Если он будет принят, мы все увидим, какие необратимые процессы произойдут в Украине, и насколько будет обостряться ситуация, — заявил председатель Конфедерации свободных профсоюзов и Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец — Это рабское трудовое законодательство. Надеемся, что депутаты услышат нас, что они будут ответственными, что они понимают, что такое международные нормы и стандарты, и таких вещей, как принятие этого кодекса, нельзя допускать».
Волынец отмечает, что это «уже 11-я или 12-я редакция» нового Трудового кодекса. «…И нам удавалось удержать и не допустить принятия рабского Трудового кодекса на Украине. Надеемся, что мы можем выстоять и сейчас», — сказал он, выступая на пресс-конференции в студии «Укринформ».
«Например, одна из норм предусматривает, что работодатель имеет право передавать другому работодателю наемного работника без ограничения территории. И ограничение там — шестью месяцами. Но в том случае, если на новом месте работы после шести месяцев не будет принят другой работник, то этот раб должен оставаться на всю жизнь на том рабочем месте, куда его передали» — предупредил глава профсоюза.
Предлагаемая новая трудовая реальность на Украине, по мнению Волынца, делает самых незащищенных еще более уязвимыми. «Работодатель теперь может ставить одиноких матерей в ночную смену, — рассказал Волынец — А при двух выговорах такую женщину теперь можно уволить. Выговор заработать очень просто — поскольку специализированные медучреждения в районах поуничтожали, то в случае болезни ребенка надо поставить диагноз и везти ребенка в область и отпрашиваться. После этого ей объявляется выговор за прогул, а ее дети никого не интересуют».
«Работодатель также будет иметь право ставить в ночные смены одиноких матерей, у которых на содержании есть дети-инвалиды, — добавил Волынец. «Зачем так издеваться над людьми? Почему законодатели в условиях кризиса не подумают, как облегчить людям жизнь, а хотят сделать из них рабов?»
Волынец также объяснил поддержку кодекса другими профсоюзами. По его словам, это произошло в силу коррумпированности этих организаций: «Остальные профсоюзы — карманные, которые просто распродают имущество. Они под контролем власти и будут выполнять то, что она им скажет».
«Этот кодекс — крепостнический, потому что он позволяет работника от одного «барина» передавать в аренду другому, заявил на пресс-конференции в Киеве эксперт по социальным вопросам, народный депутат Украины 6 и 7 созывов Андрей Павловский. «Вас могут взять и как раба передать на другие „плантации“, для чего не нужно будет вашего согласия. Ну, формально вас спросят, но вы же понимаете, что во время безработицы отказаться от такой передачи очень тяжело, потому что вас сразу уволят. Увольнение в этом Трудовом кодексе тоже очень упрощено. На него даже не нужно формальное согласие профсоюзов, как раньше».
«Нас удивляет, почему старые коммунистические профсоюзы занимают такую нейтральную позицию в отношении этого Трудового кодекса, — возмутился Павловский. «Раньше они заглядывали в рот секретарям парткома и директору завода, теперь — работодателю — „чего изволите“. Они не защищают людей труда».
Председатель Свободного профсоюза медицинских работников Украины Олег Панасенко был еще более мрачен и категоричен в оценках.
«Власть оторвалась от реалий… Ситуация на Украине взрывоопасная. Вряд и представители власти после внедрения на законном уровне рабства смогут сбежать из страны», — заявил он и призвал сограждан выйти на пикет к зданию Верховной Рады, чтобы напомнить властям: «они живут не в космосе, а в реальной стране с реальным народом».
Этот антирабочий проект трудового кодекса призван максимально ограничить права профсоюзов, одновременно предельно расширяя права работодателей, поясняет главный редактор украинского интернет-журнала Liva Андрей Манчук.
— Работодатель сможет массово увольнять работников «в связи с тяжелым экономическим положением предприятия» — без компенсаций и выходных пособий. Он также получает право сокращать зарплату работников, не оповещая об этом трудовой коллектив. Новый проект КЗоТа позволит запрещать забастовки, но зато узаконит локаут. Кроме того, будет узаконено постоянное видеонаблюдение за работниками. Многие важные параграфы закона умышленно выписаны двусмысленно и размыто — что в случае трудовых конфликтов позволит избирательно трактовать их в пользу работодателей. Обеспечение безопасность труда, социальное обеспечение, больничные и декретные выплаты, компенсации и страхование — все это больше не будет обязательной для работодателя нормой. Законопроект де-факто легализует незаконные и тяжелые виды производства, такие как шахты-«копанки», а также труд несовершеннолетних подростков — и открывает возможность для дополнительной трудовой эксплуатации женщин.
Во времена Януковича профсоюзы и левые активисты достаточно длительно и успешно сопротивлялись принятию нового КЗоТа. Эта борьба привлекала внимание общественности, имела медийный резонанс — к примеру, мы публиковали тогда материалы по теме в либеральных газетах, которые поддерживали ее из ситуативных соображений. А сейчас, в декоммунизированной стране победившего Евромайдана, антирабочий кодекс принимают буднично, без сколько-нибудь серьезных протестов и при «оглушительном молчании» СМИ. Хотя новый КЗоТ самым негативным образом скажется на материально положении миллионов украинцев. Причем если раньше работодатели обычно игнорировали неудобные для них нормы «советского» Трудового кодекса, то теперь они будут заставлять работников жить и работать по этому закону. Который, кстати, был навязан обществу путем циничного обмана — представители правящей коалиции заявили, что принятие КЗоТ якобы необходимо для того, чтобы Украина получила безвизовый режим с Евросоюзом, который, конечно же, ни при каких условиях не светит сейчас нашей стране.
«СП»: — Говорят, что проект разрабатывался еще регионалами. Неужели майданная власть не смогла придумать своего?
— Да, законопроект разрабатывался еще регионалами — потому что он в целом отвечает интересам правящего класса, вне зависимости от их политической принадлежности. Но принятие КЗоТа удавалось долго блокировать — в силу того, что до победы Евромайдана сохранялся достаточно высокий — в сравнении с другими постсоветскими странами, уровень буржуазно-демократических свобод. Здесь всегда была влиятельная оппозиция, которая из популистских соображений выступала против подобных антисоциальных инициатив правительства, которому поневоле приходилось действовать с оглядкой на эти сдерживающие факторы.
«СП»: — Председатель Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец рассказал, что в его присутствии глава «Оппозиционного блока» Юрий Бойко отчитал одного из авторов проекта Михаила Папиева и прямо спросил, сколько и кто заплатил депутату, чтобы он протянул такой законопроект, то есть «начались уже разборки внутри политической силы».
— Михаил Волынец был депутатом у Юлии Тимошенко, фракция которой в полном составе поддержала вчера антирабочий КЗоТ. Таким образом, его профсоюз только имитирует протесты против принятия антирабочего законодательства. Что касается бывших регионалов из «Оппозиционного блока», они голосовали против закона в пику правительству и в расчете на то, что этот шаг понравится их электорату из индустриальных регионов страны — хотя, конечно же, сами будут применять новый КЗоТ против работников на своих предприятиях.
Кодекс не рабский, а скорее радикально антипрофсоюзный, считает политолог Алексей Блюминов.
— То есть, при сохранении внешних реверансов в сторону «социального партнерства» он на деле отбирает у профсоюзов даже те куцые возможности влияния на предприятиях, которые у них были ранее. Именно поэтому против принятия ТК в свое время образовалась достаточно широкая коалиция — от радикальных несистемных «уличных» левых до «желтых» профсоюзов типа Конфедерации свободных профсоюзов Волынца. Фактически кодекс закрепляет всевластие работодателей.
«СП»: — По словам министра социальной политики Павла Розенко, кодекс готовился на протяжении последних 14 лет разными правительствами. Почему в итоге его принимают именно сейчас?
— Это правда. Изначально в Раду ТК подавали регионалы — Стоян и Сухой. Однако в те годы украинский правящий класс был расколот, шла острая политическая борьба, участники которой апеллировали к народу, пытаясь опереться на его поддержку в борьбе с противниками. Словом, происходило то, что на языке неолибералов называется «предвыборным популизмом». Именно поэтому ограниченных протестных усилий «улицы» в прежние годы было достаточно для того, чтобы играя на противоречиях между различными олигархическими группировками, блокировать принятие кодекса. Скажем, когда у власти были регионалы, то «оранжевые» из конъюнктурных соображений надевали маску поборников прав трудящихся и блокировали ТК в Раде. А когда регионалы становились оппозицией, тем же занимались и они. А вот сейчас ситуация в корне поменялась. Оппозиции в стране нет. Так называемые «проевропейские» партии получили три четверти голосов в Раде, правящий класс един и консолидирован, а потому можно не обращать внимания на протесты низов.
«СП»: — Кому в действительности нужен этот кодекс?
— Кодекс этот нужен в первую очередь крупному украинскому и иностранному капиталу. Близкие к крупным корпорациям и западным фондам типа Фонда Блейзера и других эксперты не раз подчеркивали, что оставшаяся на Украине еще советская система трудовых прав и гарантий сдерживает инвестиционную привлекательность Украины, а потому нуждается в «облегчении», как и иные нормы, например, экологические, санитарные и т. д. Так что я бы поставил принятие антипрофсоюзного ТК в один ряд с ликвидацией СЭС, которая, по сути, ликвидировала должный контроль за качеством и санитарно-гигиентической составляющей. Аналогичные процессы идут на таможне. Там уже, как в Одессе, таможенникам запретили досматривать грузы на таможне без спецдокументов. Все это звенья одной цепи: «облегчение» законодательства Украины до уровня колониальных стран…