Трубоукладчик «Академик Черский», который обладает всеми возможностями достроить «Северный поток — 2», идет в Калининград. Такие выводы можно сделать из информации о закупках «Газпром флота» на электронной торговой площадке группы «Газпромбанк».
По данным навигационного портала Marinetraffic, трубоукладчик «Академик Черский» продолжает следовать из Находки на Шри-Ланку. Этот пункт назначения судно указало по автоматической идентификационной системе (АИС) после прохода Сингапура.
EADaily предполагало, что остров станет транзитной точкой в маршруте трубоукладчика, так как на Шри-Ланке суда традиционно останавливаются, чтобы взять на борт охрану для прохода мимо Сомали по пути к Суэцкому каналу. И возможное следование судна в Балтийское море косвенно подтверждает информация о торгах, которые проводит «Газпром флот» на электронной торговой площадке группы «Газпромбанк».
Так, до 29 февраля принимаются заявки на поставку плакатов и символов для «Академика Черского» с доставкой в Калининградскую область. В другой закупке сообщается, что последний день зимы — крайний срок, когда «Газпром флот» ждет и предложений о поставке фланцев и отводов для трубоукладчика. Место доставки — тоже.
В конкурсной документации уточняется, что товары необходимо привезти к борту судна в Калининграде, но адрес может и поменяться — на Санкт-Петербург.
Ранее «Газпром флот» завершил прием предложений на поставку расходных материалов к компрессору COLTRI MCH6 и сервисных комплектов ALFA LAVAL для «Академика Черского» в Калининград.
Как уже сообщало EADaily , блогер под именем Аслан Нахушев утверждает, что «Академик Черский» следует в Санкт-Петербург. «Трубоукладчик пытается своим ходом начать поход в Санкт-Петербург c заходом в Калининград на один из питерских судостроительных заводов ОСК для установки сварочного и технологического оборудования известной европейской компании, победившей в тендере и имеющей собственную производственную площадку в Ленинградской области России, — написал блогер. — Также судну предстоит средний ремонт основной двигательной установки, винтовой и валовой ходовой группы, которые в условиях Находкинского СРЗ сделать невозможно».
По данным Аслана Нахушева, ориентировочное прибытие «Академика Черского» в Санкт-Петербург намечено на 1 апреля: «В Петербурге судну предстоит в условиях докования претерпеть ряд работ по установке забортных устройств и корпусные работы, связанные с установкой нового оборудования и ремонта ходовой группы. Наибольшие проблемы у судна сейчас в ходовой части. Самостоятельно до Питера он может и не дойти».
«Академик Черский» покинул Находку после того, как на сайте государственных закупок 7 февраля появилось объявление о том, что «Газпром флот» завершил 5 февраля тендер на дооснащение трубоукладчика. В компании не сообщили имена участников, но указали, что их было три. Причем, победителем стал тот, кто подал документы 30 января, когда конкурс продлили. Ранее заявки принимали до 16 января. Будущий подрядчик предложил провести работы за 831 млн рублей — на 42 млн рублей дешевле оценочной стоимости.
В технической документации при этом уже не говорится, что работы по дооснащению будут проводиться в порту базирования — в Находке. В «Газпроме» не комментируют ситуацию.
По технической документации тендера, после дооборудования производительность судна должна составлять не менее 120?160 стыков в сутки и рассчитывается, исходя из условий круглосуточной работы четырех сварочных постов. Другими словами, судно должно укладывать в сутки от полутора до двух километров газопровода. При этом дооснащение, говорится в документации, проводится для строительства трубопровода на Киринском газоконденсатном месторождении на Сахалине, а диаметр свариваемых труб указан в 30 дюймов, тогда как для «Северного потока — 2» он составляет больше 60. В то же время «Академик Черский» является единственным из трех подходящих под строительство балтийского газопровода судов, которое имеет систему динамического позиционирования. Ее не требовал датский регулятор, однако она предусмотрена в разрешении на укладку в экономической зоне Дании в Балтийском море, чтобы во время работ не зацепили лежащие на дне еще со времен Второй мировой войны боеприпасы. Поэтому согласование с Датским энергетическим агентством в случае использования трубоукладчиков с якорным позиционированием («Фортуна» и «Дефендер») необходимо. Минусом использования «Академика Черского» является то, что ему необходимо пройти еще дооснащение, а путь в Балтийское море займет у судна несколько месяцев.
Блогер Аслан Нахушев утверждает, что «Академик Черский» не будет участвовать в достройке «Северного потока — 2», а ближайшие три года будет задействован в дальневосточных проектах «Газпрома».
Кроме трубоукладчиков «Академик Черский», «Фортуна» и «Дефендер», у «Газпрома», по сути, других вариантов для достройки «Северного потока — 2» может и не быть. Необходимых для укладки газопровода судов в мире немного, и судовладельцы действительно боятся американских санкций.