SOS: моряки из Эстонии стали жертвами акул бизнесаСтатья из "Постимеса", очень интересно написано:
Восемь судов эстонской компании United Marine Management O? арестованы в разных портах мира. Руководство фирмы скрылось в неизвестном направлении. 57 моряков пока не голодают, но ситуация ухудшается с каждым днем. Россия и Украина готовы выделить средства на доставку своих граждан в страну проживания. Эстония денег не дает.
Еще совсем недавно Павел Захаров, в 22 года неожиданно ставший миллионером и получивший от отца Сергея Захарова право на управление почти всем семейным бизнесом, входил в ТОП 500 самых богатых людей Эстонии. Одно из крупнейших морских предприятий United Marine Management O?(UMM), некогда созданное уважаемым в морских кругах предпринимателем, владело рядом судов и контрактов и вполне себе успешно существовало на рынке. Конечно, кризис не обошел стороной и морской торговый бизнес, но концы с концами сводили, людей на работу принимали, зарплаты платили, а грузы в разных портах мира загружались и разгружались.
Сегодня Захарова-младшего разыскивают не только кредиторы, но и сами моряки, которые оказались заложниками. Телефоны компании – как настольные, так и мобильные – или не отвечают, или заблокированы. Офис в центре Таллинна не подает признаков жизни. Долги по зарплатам растут, как растут задолженности по кредитам в банке и портовым сборам. Людям, которые в последний раз получали зарплату около полугода назад, не на что вернуться домой. К тому же в данной ситуации оставить судно – означает потерять всякую надежду получить то, что было заработано.
Дочь борется за отца
О проблемах UMM известно уже с 2009 года. Однако и в последние годы фирма активно вербовала на свои суда моряков из Эстонии, одним из которых стал отец Яны Брындзак – 23-летней девушки, поднявшей на ноги в стремлении помочь папе целый ряд солидных организаций.
Как рассказала «ДД» Яна, в конце 2009 года гражданин России Владимир Брындзак потерял работу. Был сокращен из Департамента водных путей в процессе чистки кадров, поскольку, кроме знания морского дела, в государственном учреждении требовались синий паспорт и владение государственным языком. Впрочем, объяснила наша собеседница, если не считать финансовых трудностей, возникших после потери рабочего места, упрекнуть департамент не в чем: и так продержали, сколько смогли. А дальше начались долгие мучительные попытки найти новую работу.
«Ему всего 50, он привык работать, а тут сокращение, кризис, моряки никому не нужны. Рухнуло и строительство, где в последние годы были заняты многие бывшие моряки, потому что это работа дома и хорошие деньги», – рассказывает Яна.
Дочка помогала папе в поиске вакансий через Интернет. И вот почти через год – чудо. Крупная компания UMM предложила встретиться и заполнить анкету. «Это было в начале лета 2010 года. Мы обрадовались, стали ждать ответа, но фирма молчала. Папин оптимизм сменился скептицизмом, дескать, опять поговорили и забыли. И вдруг звонок: мы берем вас на работу, приезжайте подписывать трудовой договор, вылет послезавтра», – вспоминает наша собеседница.
Поначалу все шло нормально. Какое-то время телефон отца был вне зоны действия сети – Африка, а после удалось созвониться, и Владимир рассказывал дочери, как все замечательно идет и на какое хорошее судно он попал. Во время следующих разговоров тон отца стал менее радостным, но о проблемах он все еще не говорил. Первые же сомнения появились в Новый год.
«Контракт с отцом подписали на шесть месяцев. Был разговор о том, что если договорятся, то его сразу можно будет продлить. Но к Новому году мы ждали папу домой. Звонка не было, а поскольку он у меня любитель сюрпризов, я ждала, что вот сейчас он появится в дверях. Но его не было, и я ему позвонила», – продолжает свою историю Яна.
Отец ответил сухо, сказал, что на Новый год не приедет. Намекнул, что появились некоторые проблемы, говорить о которых он не хотел. Дальше – больше. «Папы не было на его собственный юбилей, хотя отметить 50-летие он собирался дома, он пропустил и мой день рождения. Так надолго он никогда не уезжал. В конце концов, он заговорил, и то, что он рассказывал, было ужасно».
Выяснилось, что за семь отработанных месяцев моряки получали месячное жалованье лишь дважды. Больше денег не платили, зато судно успешно брало груз в пункте А, доставляло его в пункт Б, где загружалось заново. Так и мотались.
Терпение команды лопнуло в марте. Зарплату не платили, доставленный груз опять сняли и начали грузить новый. Тут-то шестеро из восьми членов экипажа объявили капитану и порту, что в знак протеста останавливают прием груза и начинают забастовку. «Потом к ним даже парламентеры из числа портовых приходили и угрожали. Они-то тоже работать не могли», – говорит Яна.
Делом занялись и дипломаты
Ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь несколько недель назад. «Папа предложил мне обратиться в консульскую службу Российского посольства в Таллинне. Если честно, я сначала подумала, что в этом нет никакого смысла, вон про очереди пишут, какое им дело до наших проблем. Но отправила на адрес электронной почты письмо с просьбой. В тот же вечер мне позвонил консул Сергей Степанов», – рассказывает наша собеседница.
Судно, на котором застрял отец нашей собеседницы, стоит в Валенсии. Связавшись с Генконсульством РФ в Испании, Степанов узнал, что о проблеме там знают, вопросы непосредственно на месте решают инспектора Международной федерации транспортных работников, передавая текущую информацию в диппредставительство России.
По словам Степанова, на этом этапе он немного успокоился, поскольку лично знаком с людьми из Барселоны. Однако 5 мая пришла новая информация – об аресте еще одного судна из Эстонии, в составе экипажа которого тоже были граждане России. На этот раз в Алжире. Снова потребовалась помощь российских дипломатов из Таллинна, которые вскоре выяснили, что под арестом или на грани ареста (на этой неделе процесс будет завершен) оказались уже восемь судов. Все они принадлежат компании UMM из Эстонии, на бортах каждого есть граждане России, Украины, Эстонии и лица без определенного гражданства. Все они родом из нашей республики и ни одна организация не может разыскать фактического собственника судов – Павла Захарова.
Собственник пропал,
но ответственный есть
Поиски Захарова не увенчались успехом и для нас. Телефоны не отвечают, домофон на двери офиса отзывается непрерывным гудением. По данным Коммерческого регистра фирма все еще существует и имеет двух членов правления: самого Захарова (1987 г.р.) и Екатерины Сиверин (1978 г.р.).
В базах налоговых поступлений есть информация, что долг перед государством у UMMв сравнении с оборотами предприятия мизерный – чуть больше 12 тысяч евро.
Близкие к морскому бизнесу люди, некогда лично знавшие основателя компании Сергея Захарова, отзываются о нем исключительно положительно. Говорят, что это не только отличный моряк, хорошо знающий свое дело, но и порядочный человек. Однако тяжелая болезнь не позволила ему продолжать активную работу, поэтому бизнес он передал сыну. А вот о самом сыне никто ничего сказать не смог, кроме того, что парень, видимо, просто не справился.
Зато выяснилась очень интересная деталь. Оказывается, сейчас семь из восьми арестованных судов формально принадлежат Swedbank, которому они были заложены под ссуду. То есть, сам кредит, а заодно и портовые долги, общий размер которых по всему миру уже перевалил за 2,5 миллиона евро, повисают на банке.
В ответ на запрос «ДД», руководитель пресс-службы SwedbankМарт Сийливаск сообщил, что UMM уже на протяжении длительного времени не выполняет договорные обязательства по отношению к своим кредиторам. «Ситуация достаточно сложная – будучи кредитором, мы не можем непосредственно вмешиваться в управление предприятием, и надеялись, что руководители и владельцы фирмы все же смогут решить проблемы. В последние дни мы активно общались с Международной федерацией транспортных работников, также удалось связаться и с экипажами некоторых судов», – объяснил представитель банка.
Он отметил, что возвратом средств, которые некогда получила UMM, банк будет заниматься после того, как решатся проблемы портов и работников. «В настоящий момент мы ведем переговоры со всеми сторонами и оцениваем ситуацию, после чего наметим стратегию действий. Надеемся в ближайшее время договориться о дальнейших шагах», – добавил Сийливаск.
«ДД» просил банк уточнить, сколько еще времени потребуется на решение этого вопроса, но ответить представители Swedbank не смогли.
Профсоюз спешит на помощь
Обратились мы с вопросами и в Международную федерацию транспортных работников, представители которой работают непосредственно на местах задержания судов и с моряками. В Эстонии международной организации помогает Эстонский профсоюз моряков, который также в курсе возникшей ситуации и делает все от него зависящее.
Представитель организации в Лондоне Андрей Чернов рассказал «ДД», что выйти на связь с руководством UMM было сложно уже с 2009 года, но тогда встречи с профсоюзом в Эстонии еще проходили, и Захаров заверял, что трудности носят временный характер. «Мы же со своей стороны советовали морякам не уезжать с судна без зарплаты, организовывать забастовки (бойкот грузовых операций) и вызывать наших инспекторов. Нам известно, что на всех судах UMMвелась двойная бухгалтерия (морякам платились зарплаты по заниженным ставкам). Однако моряки не всегда следовали нашим советам, чем еще больше усложнили себе жизнь», – объяснил Чернов.
Кстати сказать, мы видели несколько трудовых договоров, заключенных с членами экипажа арестованных судов. К примеру, мотористу по официальной версии должны были платить 6510 крон в месяц. Еще один договор на 650 евро был подписан уже на судне, но платились ли с этой суммы налоги, пока не очень понятно.
Говоря о ситуации с экипажами, Чернов рассказал, что уже сейчас на судах мало продуктов, воды и топлива, но моряки пока не голодают. «Везде, кроме Алжира, есть наши представители, которые помогают морякам оформлять процедуру ареста судна и доставляют продукты и воду», – объяснил представитель международной федерации.
На этой неделе должны были быть завершены все формальности по аресту оставшихся в Турции, Испании и Латвии судов, тогда инспекторы должны запустить процесс репатриации моряков. Моряки с судов AKAI и GOLFс помощью инспекторов Международной федерации транспортных работников уже отправлены на родину. Осталось только минимальное количество членов экипажа для обеспечения безопасности стоянки судна в порту.
И вот тут начинается самое интересное.
Эстонии ее граждане не нужны?
Степанов уверен, что на сегодняшний день самым главным является как раз возвращение моряков на родину. Не сегодня-завтра молчащий о своих планах банк может отдать приказ о консервации судов и выставлении их на продажу. Такая информация поступает и от наших источников. Будет банк продавать суда или сдаст их на металлолом, зависит от общей суммы долгов.
Если суда будут законсервированы совсем, очень скоро они превратятся в большие металлические банки, которые можно будет только утилизировать. Если суда решат продавать как плавсредства, то на борту нужно будет оставить минимальный экипаж, которые будет поддерживать жизнеспособность судна. Но тогда его работодателем станет уже банк.
Наши источники говорят, что Захаров может и не объявиться. Ведь фактически он уже «продал» свои суда банку. Если бы «ДД» все же смог напасть на след предпринимателя, обязательно дал бы ему возможность высказаться и объяснить, как такое случилось и что он намерен предпринять хотя бы для спасения людей, которых очень ждут дома.
По словам заведующего консульским отделом посольства РФ в Таллинне Степанова, если ситуация будет складываться так, как она складывается сегодня, Россия выделит определенные средства и ее граждане смогут вернуться домой. «Думаю, что то же самое сделает и Украина. Самое простое здесь – обратиться к нам за содействием и, поскольку во всех странах, где стоят суда, у нас есть свои диппредставительства, мы сможем достаточно быстро решить проблему доставки людей. Главное, чтобы они сами этого хотели, поскольку насильно мы, конечно, никого увозить не будем», – объяснил Степанов.
С россиянами и украинцами вроде бы все понятно. Степанов говорит, что работает в плотной связке со своей украинской коллегой Ириной Процик и своих граждан обе страны в беде не бросят. А что же граждане Эстонии и лица без гражданства? С этим вопросом мы обратились в Министерство иностранных дел ЭР.
«Посольство Эстонии в Мадриде общалось с руководством судна, принадлежащего UMM. Мы всегда готовы оказать любую консульскую помощь всем гражданам Эстонии и обладателям паспорта иностранца, если для этого появится необходимость. Однако в такого рода помощи никто не нуждался. В то же время, осуществление консульской помощи не означает того, что мы можем покрыть транспортные расходы людей за государственный счет. Связанные с транспортом расходы каждый человек должен нести сам», – ответила представитель МИДа Хелен Рист.
По сути это означает только одно: за «синих» и «серых» Эстония платить не будет. Надежда только на семьи моряков и профсоюзы.
Шанс вернуть часть денег есть
А выбираться все равно нужно, ведь в Эстонии у моряков есть хоть какие-то шансы получить назад часть заработанных денег. Поскольку договоры заключались на территории Эстонии, с предприятием, официально зарегистрированным в нашей республике, налогообязанным и подчиняющимся местным законам, работники должны иметь право на компенсации от Кассы страхования от безработицы. Правда, получить причитающиеся деньги (оклады за три месяца, компенсацию по потере рабочего места, отпускные) можно лишь в двух случаях: если работодатель будет признан судом неплатежеспособным или банкротом. Подать ходатайство может сам владелец, основной кредитор – банк – или работники.
«Мечтаю, чтобы папа вернулся домой. Скоро мне вручат диплом. Я первый человек в семье, который получил высшее образование. И папа должен быть рядом, – пытаясь скрыть слезы, говорит Яна. – Я очень надеюсь на поддержку всех тех добрых людей, которые помогают мне и моему отцу».
Кстати, на пути нашей героини встречались и иные люди. Так, свою помощь предложил один юрист, который, красочно обрисовав свои невероятные возможности, попросил девушку подписать договор, по которому ему с момента подписания полагается гонорар – 70 евро в час. Договор Яна не подписала. Девушка просит родственников моряков, оказавшихся заложниками на судах, принадлежащих фирме UMM, связаться с ней по адресу электронной почты:
jana.bryndzak@gmail.com. Вместе легче решать возникшую проблему.