Российский Интернет гудит с конца апреля .Cотни россиян, заказавших в Китае смартфоны производителя Xiaomi, жалуются, что их покупки «тормозят» на таможне и возвращают продавцу. По активности в тематических группах ВК и на форуме 4PDA видно, что проблема быстро приобрела массовый характер. Кто виноват, что делать и почему бесперебойный поток дешёвой техники из Китая может иссякнуть – читайте в нашем материале.
Что случилось
26 апреля в концертном зале «Мир» на Цветном бульваре прошла масштабная презентация: старший вице-президент компании Ван Сян показал достойной публике четыре смартфона, которые будут продаваться в специализированных точках ритейлера. Чем не повод для радости? А вот чем – примерно за месяц до этих событий, в середине марта, в федеральную таможенную службу пришло письмо «О товарном знаке “XIAOMI”», из которого следовало, что компания Smart Orange – представитель правообладателя на территории РФ. Правда, только в сегменте «портативных телефонов».
Также из письма следовало, что только Smart Orange и ряд импортёров («МИКСТЕХ», «Ретэнтива Дистрибьюшен Компани», «Консул»), имеют право на ввоз смартфонов Xiaomi на территорию России. В противном случае, написано в письме, «Надлежит принимать меры и проводить мероприятия, предусмотренные правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации». Как вскоре выяснилось, меры простые – смартфоны, «пойманные» на таможне, возвращались обратно. В основном, конечно, продавцам с интернет-площадки AliExpress.
Позиция таможни
Когда россияне, не получившие устройства, подняли шум, пресс-служба Приволжского таможенного управления выложила на официальном сайте объявление. Сославшись на статью 18 Всемирной почтовой конвенции, ведомство напомнило, что контрафактный товар для пересылки системой международных почтовых отношений запрещён. А контрафактом привезённые смартфоны Xiaomi признаны, исходя из пункта 4 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нём утверждается, что «Когда <…> импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными».
Следовательно, ввоз смартфонов нарушает права Smart Orange, а значит, и сами по себе устройства – контрафакт, который надо «задерживать». Правда, у таможенной службы нет правовых полномочий признавать контрафактным какой-либо товар – это решает суд, поэтому сотрудники устройства не изымают, а возвращают обратно.
Позиция правообладателя и его связь с таможней
О процедуре возврата, как следует из письма, попросил сам импортёр: «Смарт Оранж» <…> обратился в Оренбургскую таможню с просьбой об осуществлении мероприятий по возврату выявленных товаров отправителю».
Даже если не придираться к стилистике этого предложения (такое ощущение, будто речь идёт о дружеском одолжении), стоит рассказать об интересной связи Smart Orange и ФТС. Штука в том, что компания, как и остальные импортёры, входят в холдинг RDC Group, который занимается дистрибуцией продуктов Xiaomi в 15 странах.