Новостной портал Before it’s News опубликовал документ, свидетельствующий об участии американцев в организации протестов в Армении. По данным издания, следующим шагом Соединенных Штатов может стать провоцирование «цветной» революции в Азербайджане.
19 июня в Ереване началась массовая акция протеста, которая завершилась силовым разгоном демонстрантов. На следующий день тысячи людей вновь вышли на улицы и в течение нескольких суток проводили в центре армянской столицы «сидячую» акцию. Формальным поводом для выражения недовольства стало решение о повышении тарифов на электроэнергию. После того, как власти страны пошли на компромисс, подавляющее большинство митингующих разошлось по домам. Однако многие обратили внимание, что сама акция была очень похожа на попытку «цветной» революции. В толпе появлялись флаги Евросоюза и плакаты с призывом не верить российским телеканалам. В общем, многое повторяло события в Киеве начала 2014 года. Да и само повышение тарифов на свет на 15% выглядит явно искусственным поводом для протеста.
В распоряжении Before it’s News оказалось письмо главы Агентства США по международному развитию (USAID) в Армении Карена Хиллиарда в адрес председателя офиса Хельсинской гражданской ассамблеи в городе Ванадзоре (третий по величине в Армении) Артура Сакунца. «Пишу Вам с целью выразить беспокойство в связи со значительным спадом протестной активности граждан в Ереване. Несмотря на Ваши заверения относительно готовности армянского общества непреклонно отстаивать свои интересы, мы наблюдаем не только снижение численности протестующих, но и переход от жёсткой, бескомпромиссной риторики к диалогу с правительством, а также отказ от политических требований. Очевидно, Вы не смогли адекватно воспользоваться предоставленными Вам ресурсами. Результаты Вашей деятельности можно оценивать как слабые, а основная цель проекта не была достигнута», — откровенно пишет Хиллиард.
Из письма также ясно, что цель американцев — не только провоцирование митинговой активности в Армении, но и организация беспорядков в соседнем Азербайджане. «Тем не менее, мы считаем недопустимым сейчас прекращать работу по какому-либо из ранее обозначенных направлений, так как это может привести к нарушению координации мероприятий, запланированных в Азербайджане. Вы должны приложить максимум усилий для активизации всех форм народного протеста. Данный проект является краеугольным камнем нашей региональной стратегии на ближайшее время», — наставляет не очень талантливого в «майданных» делах Сакунца американский куратор Хиллиард.
Кстати, совершенно не вызывает удивления, что в качестве одного из главных исполнителей своей воли Штаты выбрали Сакунца. Он известен как ярый противник президента Сержа Саргсяна и внешнеполитического курса Еревана на сближение с Россией. В свое время Сакунц прославился фразой «Очевидно, что на территории Армении действует не армянская конституция, а российская».
Уместно заметить, что USAID курировала спецоперации, направленные на совершение госпереворотов, во многих странах мира. Организация финансировала подрывную работу на Кубе и помогала сторонникам евроинтеграции на Украине. На постсоветском пространстве USAID работает сегодня в Армении, Грузии и в республиках Средней Азии. Председатель организации и его заместитель назначаются президентом США и обязаны работать в тесной связи с госсекретарем.
Закавказье и регион Каспия представляются сегодня для американцев лакомым куском. Как отмечает Before it’s News, один из основных принципов внешней политики США — удержание контроля над мировыми энергоресурсами. Богатый нефтью и газом Каспий был объявлен Штатами зоной американских интересов еще в 1997 году. В планах США — установление контроля над нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан и проектом Трансадриатического газопровода (для транспортировки газа с Каспия и Ближнего Востока в Западную Европу).
Пока американцам удалось прочно установить свое влияние на территории Грузии. Но, как пишет Before it’s News, они не успокоятся, пока не возьмут под контроль и другие страны региона, такие как Казахстан и Туркмения. Пока же ближайшая цель — изменение внешней политики Армении с последующей дестабилизацией Азербайджана.
В последнее время на президента Азербайджана Ильхама Алиева и членов его команды со стороны США и Европы обрушился шквал критики. После того, как Алиев сделал окончательный выбор в пользу самостоятельной внешней политики, его постоянно обвиняют в авторитаризме, нарушении прав человека, пренебрежении демократическими ценностями. Показательно, что на открытие первых в истории спортивных Евроигр в Баку не приехал никто из западных лидеров.
Накануне Евроигр немецкий бундестаг даже принял официальную резолюцию, осуждающую «нарушение прав человека в Азербайджане». Подобных заявлений уже массу сделала международная организация Human Rights Watch. Можно вспомнить и опубликованную в преддверии Евроигр статью в американской The New York Times о «правозащитном кризисе в Азербайджане».
И вот уже бывший глава миссии Организации исламского сотрудничества при Евросоюзе Ариф Мамедов объявил о готовности побороться за пост президента страны и обнародовал свою программу «Азербайджан-2025». «Я хочу, чтобы мой народ жил не хуже тех же бельгийцев и норвежцев, французов и немцев», — декларировал Мамедов стандартные лозунги многих «цветных» революций.
Другая опасность, которая может исходить для Азербайджана от западных аналитических центров, — подрыв светского характера государства. Азербайджанские СМИ пишут о серьезных денежных вливаниях в пропаганду религиозного радикализма. Так что Азербайджан рискует повторить не только опыт «революции роз», но и «арабской весны» в Египте или Ливии.
Но удастся ли спровоцировать людей на массовые акции протеста?
— В СМИ появились разного рода журналистские расследования, выявившие, что американские НКО выполняют политические заказы западных центров в отношении Азербайджана, — говорит азербайджанский журналист Вугар Гасанов. — Многие из них прекратили свою деятельность, что стало причиной резких заявлений в адрес властей Азербайджана со стороны Запада.
«СП»: — В последнее время участилась критика руководства Азербайджана со стороны западных политиков, какие цели они ставят?
— У некоторых западных критиков появилось мнение относительно того, что Азербайджан движется в орбиту России, или же Россия не хочет отпускать Азербайджан из своей орбиты. Понятно, что за Азербайджан идёт ожесточенная борьба и западные политтехнологи пытаются выработать различные стратегии, результатом которых должна стать устойчивая прозападная ориентация во внешней политике Баку.
С другой стороны, хотя наша страна и собирается строить с ЕС и США стратегические отношения, пока в азербайджанском обществе преобладает мнение, что Брюссель ничем не может заинтересовать Баку.
Да и заинтересованность Запада Азербайджаном носит, как бы сказать, «сезонный» характер. Но, я уверен, что с Западом Азербайджану нужно вести себя очень осторожно, особенно, с учетом наличия в США и Европе сильных армянских диаспорских организаций, имеющих рычаги давления на европолитиков различного ранга, когда речь идет об урегулировании карабахского конфликта.
В Азербайджане, как и во всех странах мира, нельзя заявлять о полном отсутствии проблем в области прав человека. Но, как признают даже сами западные критики официального Баку, в этом направлении властью ведется работа в правильном направлении.
Да, я не исключаю, что на Западе имеются силы, действительно желающие решения этих проблем. Но только ли соблюдения прав человека хотят критики Азербайджана? На этот вопрос не только я, но даже ярые прозападные политики у нас в стране не могут дать однозначного ответа.
«СП»: — Что пропагандируют американские неправительственные организации в Азербайджане?
— Те, которые существовали ранее, говорили, что их цель — решение проблем, ставших барьером на пути становления гражданского общества.
«СП»: — Готов ли протестовать народ Азербайджана, выходить на уличные акции протеста?
— Мне кажется, что в Азербайджане прошла пора митингов и уличных протестов. В сознании людей с каждым годом все устойчивее доминирует мысль о том, что уличными акциями ничего не добьешься. Последний всплеск массовых акций пришелся на 2003 год, когда политическая оппозиция доказала свою несостоятельность и отсутствие желания, то ли возможности руководить недовольным электоратом. После этого в обществе воцарилась и с каждым годом цементируется четкий посыл — выходом на улицу нескольких тысяч недовольных ничего не решить.
Азербайджанцы заняты своими насущными проблемами. Заявления, сделанные президентом государства на последнем заседании кабинета министров, могут только подбодрить социально-протестную часть населения Азербайджана.
Согласитесь, когда глава государства заявляет о том, что ждёт обращения от граждан по поводу нарушений, чиновничьего произвола, это не может не радовать азербайджанцев. И люди ждут замены чиновников, которые превратились в явный раздражитель для общества. Люди надеются, что президент сам заменит неугодных, продолжит чистки в рядах засидевшихся чиновников.
С другой стороны, в Азербайджане сегодня нет той оппозиции, которая могла бы создать реальную конкуренцию власти. Азербайджанская оппозиция с улиц переселилась в социальные сети, и даже журналисты не помнят, когда в последний раз тот или иной лидер оппозиции призывал население протестовать.
Этого не произошло даже после того, как азербайджанский манат подешевел за сутки примерно на 30%. А вялые возмущения были только на страницах СМИ и в социальных сетях. А это в свою очередь доказывает, что население в большинство своем не хочет идти за лидерами, которые более 20 лет находятся в оппозиции, но не могут предложить конкретной, реалистичной программы действий, которая бы полностью поддерживалась гражданами.
Поэтому о «майдане» в Азербайджане говорить пока неуместно и без каких-то серьезных политических катаклизмов — фантастично.
— В последнее время власти Азербайджана сделали ряд шагов по ограничению деятельности в стране миссии ОБСЕ и некоторых неправительственных организаций, в том числе американских, — говорит российский политолог, эксперт по Южному Кавказу Андрей Арешев. — Это вызвало критику со стороны западных правозащитных организаций и политических кругов.
Что касается попыток дестабилизации обстановки в странах Южного Кавказа, то на примере Армении видна неудовлетворенность Соединенных Штатов организациями, которым оказывалась поддержка. Дело в том, что популярность радикальных антироссийских организаций, того же Артура Сакунца, крайне низкая. Эти организации считаются маргинальными, несмотря на усиленные попытки американцев их раскрутить.
В Азербайджане были попытки раскачать ситуацию, в том числе организацией массовых митингов. Но либерально-демократическая светская оппозиция в Азербайджане сейчас явно в нисходящем тренде.
Мне кажется близкой к истине версия, что оппозиция в Азербайджане может успешно выступать именно под религиозными лозунгами. Собственно, это уже в некоторой степени происходит. Тут многое зависит от благоразумия Запада. Но на примере многих стран мы видим, что этого благоразумия нет. Часто поддерживаются совершенно деструктивные силы, как это было в Ираке, Сирии, Ливии. Эти силы потом поворачивали острие своей риторики и даже оружие против США и их представителей.
Азербайджанское руководство стремится сохранить тесные связи с Западом, в том числе в области энергетики и внешней политики. Но у него есть и серьезная озабоченность по поводу американских манипулятивных технологий, направленных на дестабилизацию страны.
Думаю, что попытки изменить политику государства мы увидим не только в Азербайджане, но и по всему постсоветскому пространству, в том числе в России.
«СП»: — Есть ли опасность, что часть элиты Азербайджана захочет изменить внешнюю политику государства?
— В элите любой страны есть разные люди. Пока руководству Азербайджана удавалось балансировать между глобальными и региональными центрами силы, удавалось даже решать на выгодных условиях некоторые вопросы, связанные с Нагорным Карабахом.
В условиях общей неразберихи и снижения цен на энергоносители внутриполитическая ситуация в Азербайджане может обрести дополнительные грани. Но в целом вряд ли в стране произойдут серьезные изменения в ближайшие месяцы. Но не исключено, что изменения начнутся в среднесрочной перспективе. С уверенностью можно строить прогнозы только на крайне ограниченный период времени.
«СП»: — Какую роль может сыграть религиозный радикализм?
— Жизнь в регионах Азербайджана существенно отличается от довольно сытой жизни Баку, это создает почву для развития разных конфликтов и противоречий. Эти противоречия будут проецироваться и на уровень межэлитного взаимодействия.
Есть еще такая вещь. Ограничение деятельности западных фондов на короткий срок может стабилизировать ситуацию. Но любой идеологический вакуум будет всегда заполняться радикальными течениями, и Азербайджан тут не исключение.
«СП»: — Каким способом США будут проводить свою политику в Азербайджане? Ведь вряд ли они свернут деятельность после ограничения работы их организаций.
— Американцы будут использовать все доступные им рычаги. В ответ на ограничение деятельности неправительственных организаций активизировались попытки развивать сотрудничество двух стран не только в области энергетики, но и безопасности.
Штаты будут стремиться достичь своей цели за счет манипулирования различными конфликтами, как явными, так и скрытыми. И будут стараться усилить влияние на часть азербайджанской элиты и на активную часть общества.