Слухи о смерти глубоководного бурения сильно преувеличены
Согласно данным консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd, добыча нефти на морском дне, на глубине в тысячи футов, становится менее затратной, поскольку производители оптимизируют и рационализируют производственные процессы и отдают предпочтение вертикальному бурению. Это означает, что к следующему году они продолжат разработку ряда таких проектов при ценах в районе 50 долларов за баррель по сравнению со средней ценой безубыточности порядка 62 долларов в 1-м квартале и 75 долларов в 2014 году, отмечают эксперты компании. Снижение затрат является еще одной проблемой для ОПЕК, которая сокращает сейчас объемы добычи для борьбы с профицитом предложения на мировом рынке нефти. Ранее в 2014 году, когда сланцевый бум в США спровоцировал обвал котировок под отметку 100 долларов, картель прибегла к совершенно иной стратегии, выкачивая нефть на полную мощность и намереваясь таким образом защитить свое место на рынке и выдавить с него более высокозатратные проекты конкурентов. Али Аль-Наими, бывший министр энергетики Саудовской Аравии, заявил в феврале 2016 г., что таким производителям придется «либо снижать затраты, либо влезать в долги, либо закрываться».
По теме: Почему американские нефтяники не боятся падения цен на нефть?
Однако «под водой все еще есть жизнь», - отмечает Энгус Роджер из Wood Mackenzie. «Когда цены на нефть упали, многие проекты были приостановлены и отложены, причем первыми «под нож» попали именно объекты глубоководного бурения, поскольку их себестоимость была наиболее высокой. Теперь, в 2017, мы наблюдаем их возвращение». Сокращение издержек повышает вероятность того, что инвесторы одобрят подобные крупные проекты по глубоководной добыче нефти, представляющей собой более сложный и рискованный процесс по сравнению с традиционным наземным бурением. Добытая таким образом нефть может составить в дальнейшем конкуренцию ОПЕК, восполняя нехватку предложения, которая, согласно прогнозам картеля, может сформироваться в условиях растущего спроса и естественного сокращения добычи из разработанных скважин.
Вскоре после своей речи, направленной против высокозатратных конкурентов, Аль-Наими пришлось покинуть пост министра, а на его место пришел Халди Аль-Фалих, который впоследствии выступил инициатором идеи о сокращении объемов добычи в формате ОПЕК+. В этом месяце Аль-Фалих пожаловался на дефицит инвестиций в крупные дорогостоящие проекты и выразил опасения, что в будущем это может обусловить превышение спроса над предложением. Подобные предупреждения ОПЕК о грядущем дефиците «преувеличены и обманчивы», отмечают в Citigroup Inc. Такие нетрадиционные сегменты энергетики, как сланцевая отрасль, продолжат «неудержимо» развиваться, если только цены на нефть не упадут ниже отметки 40 долларов, а объемы глубоководной добычи могут вырасти к 2022 году более чем на 1 млн бар/д, считают аналитики банка.
Как сократить себестоимость добычи шельфовой нефти на 30%?
В феврале Royal Dutch Shell Plc дала зеленый свет глубоководному проекту на месторождении Kaikias в Мексиканском заливе, назвав его безубыточным даже при ценах на нефть ниже 40 долларов. Ранее в декабре о развитии второй фазы проекта Mad Dog по бурению глубоководных скважин в заливе сообщила и BP Plc, оценив размер затрат в $9 млрд по сравнению с изначальной оценкой 20 млрд долларов. В марте Transocean Ltd. заявила, что в ближайшие три года может одобрить 8 проектов по бурению на шельфе, цена безубыточности которых составляет менее $50. К октябрю Eni SpA должна принять окончательное решение относительно инвестирования $10 млрд в глубоководный проект в Нигерии.
После того как сланцевый бум в США и попытки ОПЕК залить рынок своей нефтью спровоцировали крупнейший на памяти этого поколения обвал цен, энергетическим компаниям пришлось отложить в долгий ящик проекты, которые, по оценкам Роджера, могли бы в период с 2014 по начало 2016 года добавить на рынок свыше 20 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Примерно две трети этих объемов составляли глубоководные проекты, добавляет он. Сланцевики США быстро сократили издержки и повысили производительность, снизив уровень безубыточности на лучших месторождениях от Техаса до Северной Дакоты в район $30+. Это снижение затрат обусловило рост числа буровых установок в стране с прошлого года более чем в два раза.
Впрочем, как считает аналитик Wood Mackenzie Джонатан Гаррет, этот рост активности ведет к новой волне увеличения издержек. Цены на материалы и оборудование, необходимые для процесса гидроразрыва пласта – за счет чего и осуществляется добыча сланцевой нефти – выросли в этом году на 20+%. В то время как издержки сланцевиков сейчас медленно повышаются, затраты в сегменте глубоководного бурения начали, наконец-то, снижаться, отмечает Роджер. С 2014 года арендная плата за буровые установки сократилась вдвое, и компании сместили акценты, пересматривая свои проекты с точки зрения максимальной экономической выгоды вместо максимальных показателей производства.
Разработка глубоководных месторождений получит в 2017 году «вторую жизнь» благодаря стремлению крупных интегрированных нефтяных компаний воспользоваться снижением стоимости услуг в отрасли, говорится в докладе BMI, Fitch Group. Эксперты добавляют, что повышение экономической эффективности проектов по глубоководной добыче обусловило снижение цены безубыточности для многих скважин в Мексиканском заливе под отметку $40 за баррель. «Кривая затрат в сегменте глубоководной добычи со временем будет снижаться, в то время как кривая издержек в сланцевой отрасли немного растет.