В Эстонии быстро растёт число людей, оказавшихся не в состоянии расплачиваться по жилищному кредиту. При этом многие из них не предпринимают никаких мер для собственного спасения, а просто тянут время, избегая признания того, что оказались в долговой ловушке.
По словам специалистов рынка недвижимости, многие, оказавшиеся не в состоянии расплачиваться по жилищному кредиту, люди ведут себя подобно страусу. Алис Мёлл из Eri Kinnisvara считает, что одна из причин этого – желание скрыть своё трудное положение от знакомых.
«Люди просто стесняются. Они понимают, что надо что-то делать, например, попытаться продать своё жильё. Но вывесить объявление о продаже своего дома или квартиры – это значит протрубить на весь свет о том, что ты попал в долговую ловушку. Людям трудно признаться в этом, вот они и тянут. И совершают большую ошибку, так как затягивание такого положения чревато тем, что имеющееся жильё будет продано с большими потерями», - говорит она.
С теми, кто не аккуратно расплачивается по жилищному кредиту, банки сегодня не церемонятся. Три месяца неплатежей – и банк начинает проводить «воспитательную работу». Если результатов не видно, то начинается процедура принудительной продажи жилья, которая ничего хорошего его владельцу не сулит.
«Как только дело доходит до продажи через судебного исполнителя, то запускается механизм крайне неблагоприятный для владельца. Дело в том, что процесс этот необратим и ведёт к резкому снижению цены. Ведь на аукционах по продаже жилья воспользоваться кредитом можно только теоретически, а практически - это невозможно. То есть покупки можно делать только за собственные средства, в результате чего основная масса покупателей оказывается не у дел, а потому эти аукционы ведут не к росту цены, а к её падению», - говорит Алис Мёлл.
Судебный исполнитель Кайри Лайыун также признаёт, что хотя принудительная продажа жилья проводится через аукционы недвижимости, которые вроде бы должны повысить её стоимость, на самом деле в ходе такой продажи происходит стремительное падение стоимости.
«Уже на первый аукцион жильё выставляется, как правило, существенно ниже рыночной стоимости, поскольку там живут люди. Ведь выселение людей не проводится, а осуществляется продажа жилплощади «вместе с людьми».
Если объект не продан на первом аукционе, а это более чем реально, то на второй аукцион он выставляется по цене на 50% меньше. Так, квартира, которая на первом аукционе продавалась за 1 млн. крон, на втором будет продаваться уже только за 500 000 крон. Если не удалось продать и на втором аукционе, то проводится третий аукцион, на котором объект продаётся по цене 30% от первоначальной стоимости, то есть упомянутая квартира будет продаваться всего лишь за 300 000 крон. То, что цена в ходе таких аукционов резко упадёт вниз, более чем реально, так как свободных денег в достаточном количестве у людей нет, а с кредиты малодоступны» - сказала Кайри Лайыун.
Людям, попавшим в такое положение, она также рекомендует не доводить дело до принудительной продажи, а пытаться продать её самостоятельно и своевременно.